Сможет ли космодром Сазерленд возродить британскую космическую промышленность?
Содержание
США уверенно опережают Великобританию в новой космической гонке — в основном потому, что американские компании, такие как SpaceX и Blue Origin, могут использовать местные стартовые площадки. У Великобритании их нет, хотя эта страна является ведущим производителем спутников в Европе. В попытке дать второе дыхание британской космической отрасли и предложить клиентам комплексные услуги по запуску, Великобритания планирует развивать свои космодромы. Каков прогресс на данный момент?
Преимущества британских возможностей запуска
Если оставить в стороне амбициозные космические планы, план Великобритании по строительству собственных космодромов имеет неоспоримые преимущества для страны и ее потенциальных международных клиентов по запускам.
- Удобный доступ к определенным орбитам. Из семи предлагаемых в настоящее время космодромов шесть находятся в Шотландии и один — в Уэльсе. Самое северное расположение Шотландии делает ее идеальным местом для запусков по северной траектории. Это предлагает быстрое и экономически эффективное решение для запуска космических аппаратов на полярные и солнечно-синхронные орбиты (SSO). Кроме того, в Шотландии низкая плотность населения, что означает, что космодромы будут располагаться вдали от жилых районов.
- Нет необходимости использовать ресурсы других стран. Сейчас Великобритания полагается на космодромы других стран для доставки своих космических аппаратов на расчетные орбиты, что требует времени, и строительство собственных космодромов должно решить эту проблему навсегда. Что еще важнее, строительство космодрома может принести до 4 миллиардов фунтов стерлингов дохода к 2030 году. Это означает, что в следующем десятилетии Космическое агентство Великобритании хочет увеличить свою долю на международном космическом рынке до 10% (в отличие от нынешних 6,5%).
- Полный спектр космических услугКосмический сектор Шотландии процветает; только в Глазго более сотни компаний производят спутники, производят ракеты и их части. Фактически, 20% британцев, работающих в космическом секторе, физически трудоустроены в Шотландии. Кадровый резерв и возможности космического производства этого региона огромны. Шотландия уже производит больше спутников, чем любая другая область в Европе. Единственное, чего не хватает, чтобы предложить комплексную услугу запуска всем заинтересованным клиентам, — это собственные космодромы.
Кто стоит за космодромами Великобритании
Прямо сейчас несколько крупных компаний заинтересованы в запусках в Великобритании и готовы поддержать проекты космодромов. Наиболее вероятными объектами, которые будут введены в эксплуатацию первыми, являются Корнуолл, Шетландские острова и Сазерленд. Другие предлагаемые в Великобритании космодромы включают Сноудонию (единственный проект в Уэльсе), Норт-Уист, Прествик и Кэмпбелтаун. Однако шансы на их строительство пока выглядят незначительными, и ни одна из крупных международных компаний не заявила о своих правах на эти объекты.
Корнуоллодин из главных претендентов на звание первого британского космодрома, также является одним из немногих горизонтальных стартовых площадок, предложенных в Великобритании. Американская компания Virgin Orbit, одна из немногих компаний, заинтересованных в технологии горизонтального запуска, собирается стать его основным клиентом. Virgin надеется осуществить свой первый коммерческий запуск из Корнуолла в 2024 году. Оценка сроков выглядит реалистичной, учитывая, что в Корнуолле уже есть некоторая инфраструктура, необходимая для запуска — наземная станция Goonhilly и взлетно-посадочная полоса аэропорта Newquay.
Последняя, кстати, является самой длинной взлетно-посадочной полосой в Великобритании, что объясняет интерес Virgin к этому объекту. Их модифицированный самолет Boeing, получивший прозвище Cosmic Girl, будет использовать взлетно-посадочную полосу, но ракета будет отделяться от крыла самолета, когда он достигнет высоты 35 000 футов. Такая технология запуска более доступна, но она не предполагает большой полезной нагрузки. Прямо сейчас пусковая установка Virgin может нести до 200 кг груза. Интересно, что Virgin Orbit также работает над туристическими космическими полетами, но неясно, будут ли когда-либо осуществляться такие запуски из Корнуолла.
- Шетландские острова — это вертикальный пусковой комплекс. Американский гигант Lockheed Martin недавно объявил о своем намерении запустить ракету с этого космодрома. Правительство Великобритании уже выделило контракт на 23,5 млн фунтов стерлингов на Pathfinder этому американскому поставщику пусковых услуг, и компания надеется выполнить его уже в 2024 году. Миссия Pathfinder может стать прорывом для британского космического сектора — по крайней мере, по словам представителей британского космического агентства.
- Сазерленд Space Hub также является площадкой для вертикального запуска с базирующейся в Эдинбурге компанией Orbex.
Space в качестве своего основного резидента. Эта компания, родом из Дании, пользуется поддержкой Космического агентства Великобритании. Как сообщила Warrington Worldwide в своем новостном обновлении, стартап получил 5,5 млн фунтов стерлингов на строительство стартовой площадки, но пока что со строительством космодрома не наблюдается существенного прогресса. Кроме того, космодром Сазерленд сталкивается с серьезным противодействием со стороны местных активистов. Несмотря на то, что его застройщик, Highland and Islands Enterprise, провел экологическую оценку, экологи все равно подали более 400 возражений местным властям.
Интересно, что Orbex была не единственной компанией, заинтересованной в запуске из Сазерленда. Американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin изначально заявил о том же объекте, но объявил, что в конце концов переедет на Шетландские острова. Согласно официальному заявлению, это решение было принято из-за технических различий, то есть разные типы топлива, используемые этими компаниями, подразумевают строительство двух разных стартовых площадок для ракет Orbex и Lockheed.
Каковы способы ускорения строительства?
Новая программа UKSA существует уже несколько лет, но разрешения на строительство все еще ожидают одобрения. Помимо юридических заявлений, несколько шагов могут ускорить строительство британского космодрома:
- Предоставление финансирования компаниям, базирующимся в Великобритании, чтобы они оставались в Великобритании. В конце концов, выглядит довольно странно, что из трех крупнейших космодромов два заняты американскими компаниями.
- Проведение более тщательной комплексной проверки и анализ того, сможет ли компания Orbex, в частности, столкнулась с финансовыми проблемами, поэтому неясно, сможет ли компания выполнить свои обещания по запуску.
- Предоставление более сильной политической поддержки развитию космодрома и обеспечение более быстрого получения разрешений от властей. Большинство лучших космодромов были предложены еще в 2014 году, но по состоянию на 2024 год ни один из них не имеет разрешения на строительство.
С бурно развивающейся космической индустрией и новой космической гонкой, которая уже на пороге, крайне важно действовать быстро. Космопорты могут стать будущим британского космического сектора, поэтому стоит приложить больше усилий к их строительству. Поэтому ускорение выдачи разрешений должно быть первым, о чем должны думать власти